чтиво

мне19, и я знаю, о чем читают рэперы: экскурс в современный сленг

Материал, который вы можете показать своим родителям: что нужно знать о современном сленге и как надо его использовать.
Каждое взрослое поколение пытается заговорить на языке более молодого, увидеть через молодежный сленг новый, недоступный для них мир. Идея простая — довольно сложно понять человека, если разговариваешь с ним на разных языках. Однако ошибочно полагать, что, освоив заветный молодежный сленг, взрослый человек станет своим у подростков. Здесь очень подойдет одна грубая, но точная цитата одного культурного деятеля, транслирующего подобные мысли у себя в телеграм-канале: «Суровая правда жизы, пишет сорокапятилетний Артемий Лебедев, - заключается в том, что родители не могут понравиться детям на языке детей. Именно поэтому, как только старички осваивают модные словечки, эти словечки становятся немодными».
Пока взрослые выучат несколько молодежных фраз, эти фразы уже станут неактуальными. Поэтому можно пойти по стопам вышеупомянутого Артемия Лебедева: «Подписаться на борщ, форчан и подслушано жулебино — и репостить оттуда ржаку другим предкам. Дети там уже все прочитали с утра, их ничем не удивить».
Пока предки иксы только начинают разбираться в отличии boom'а от zoom'а, юные зумеры покоряют тикток, зарабатывают миллионы на своих блогах в инстаграме, выкладывают только что сведенные треки в саундклауд и снимают пранки в домашних условиях, что неудивительно — зумеры родились и воспитывались в новую, цифровую эпоху. Особенность этой эпохи заключается в посекундной смене трендов. Мы живем под девизом: «То, что было вчера, уже не модно». Каждый день «выстреливают» новые музыканты, о которых уже через неделю никто не вспомнит; каждый сезон в мире моды становится актуальной какая-нибудь странная прихоть очередной инстадивы (вроде пластиковых прозрачных туфель или леопардовых лосин), однако в следующем сезоне надеть подобное считается пиком безвкусицы. Со сленгом происходит то же самое. Поток информации в интернете настолько быстрый, что прижиться новым словечкам почти не удается, они точно так же теряют актуальность. Еще недавно, стоя в очереди, идя по улице или смотря какие-нибудь видео в интернете, можно было утонуть в бесконечном океане изощренных междометий, по типу «лол», «кек» или, прости господи, «ауе». Сейчас, когда в музыке самым популярным жанром является трэп, междометия звучат, как «грррра», «та-та-та», «пум-пум-пум» и так далее.
О музыке я заговорила не случайно — мне кажется, что современный рэп, как социокультурный феномен, вышел за пределы молодежной субкультуры, сейчас он оказывает влияние и на сленг, и на культуру вообще. На огромных рекламных щитах висит Биг бейби тейп, по телевизору крутят Тимати с лекарством от кашля, Хаски играет в спектакле Серебрянникова, Оксимирон снимается в кино у Гинзбурга. Да что уж говорить, сам Максим Галкин ведет шоу на ютубе, участниками которого являются современные рэп-исполнители. Ну а молодежь с радостью копирует любимых артистов, надевая на себя свитшоты оверсайз, делая дреды, вставляя гриллзы, рисуя граффити и гордо называя бедность лоулайфом, а район — блоком.
Если ваши знакомые постоянно говорят про какую-то трэп-хату, называют вас слаймом или броуди, показывают каких-то шаути или татти, приглашают похаслить, а вы ничего не понимаете — вам следует послушать последние новинки русского рэпа. Неправильно было бы утверждать, что абсолютно все исполнители говорят про каких-то «шутеров на блоке», это не так. Однако периодически у разных исполнителей появляются одинаковые сленгинизмы, которые очень быстро находят место в обычной речи.
Мы живем под девизом: «То, что было вчера, уже не модно»
У Lil Krystall'а в треке «Дикий запад» есть следующие строчки:

И ты крадешь наше линго
Но твой соус кислый

Слово «линго», собственно, и означает «сленг» — это дословный перевод с английского «lingo», а соус» на рэп-сленге означает «успех». Таким образом, Кристалл говорит о неудачном использовании рэп-сленга другими исполнителями. Но не стоит этому верить — все рэперы склонны к нарциссизму.
Рэперское «линго» призвано по-особому описывать образ жизни рэпера, его, так сказать, лайфстайл. Этим обусловлено непристойное количество синонимов к словам «девушка» (тати, шаути, малышка, бейби, детка, бу, лил мами, групи, лали), «друг» (бро, слайм, броди, хоуми, биг бой, хоумбой, шутер, топбой), «район» (блок, худ, гетто), «деньги» (кэш, бабки, купюры, бумажки, бумаги, гвалы, банкноты, бэнкролл, гуап, капуста), «неудачник» (броукбой, факбой, гуфи, лейм) и т. д. В треках рэперы часто говорят о процессе производства своей музыки, поэтому у всех на слуху такие слова, как: «бит», «флоу», «побэчить», «засэмплить», «фит», «релиз», «ноунейм», «эмси», «лейбл», «дисс», «бэнгер» и т. д. Так же в текстах часто встречаются упоминания наркотических веществ (здесь, кстати, синонимов еще больше, и они еще более изощренные!).
С глаголами в рэпе все намного проще, самыми популярными являются: трэпить, флексить, шарить, чиллить.

Например, в треке «Пляжный волебол» Basic Boy есть следующие строчки:

На пляже под солнцем чиллим, вокруг девочки в бикини
Мой гамак между двух палем и все те девочки палят

Слово «чиллим» означает «отдыхаем», девочки «палят», то есть смотрят.
«лол», «кек» или, прости господи, «ауе»
Так же у этого исполнителя в треке «Странные ребята» встречается интересная строчка:

Они двигают на стиле, чтоб никто не понимал

«Двигать на стиле» стало устойчивым выражением, оно означает примерно то же самое, что и «флексить», но, в отличие от второго, имеет только одну трактовку — быть самобытным. Каждый уважающий себя любитель рэпа должен двигать на стиле и делать это так, чтобы никто не понимал, то есть быть аутентичным исполнителем.
Следует добавить, что важное место в русском рэпе занимает ненормативная лексика. По данным Яндекс.Музыки: «В девяностые доля матерных слов в текстах рэперов была не сильно выше, чем в песнях представителей других жанров. В начале двухтысячных она заметно выросла и достигла пика во второй половине нулевых, одновременно с началом широкого употребления сленга. Тогда в рэпе мат звучал в семнадцать раз чаще, чем в музыке других жанров, в последние годы — примерно в десять раз». Современный русский рэп построен на иронии и сарказме, поэтому ненормативная лексика, в каком-то смысле, обесценивается: она перестает быть табуированной. Чем больше матерных синонимов к слову «черт» прозвучит в треке, тем менее ненормативными эти слова кажутся. Однако не стоит бросаться к рэперам с куском мыла — мат давно уже стал естественной составляющей лексикона любого подростка, и рэперы тут ни при чем. Просто в интернете нет цензуры (в отличие от телевидения), а современная молодежь выбирает Ютуб, а не Россию-1. Матерные слова в треках больше не выражают протест, а их употребление в текстах не связано с желанием быть экспрессивным или эмоциональным — это просто слова, которые знают и употребляют все.
Для современного сленга характерны заимствования. Причем не только из английского языка, но и из кибер лексикона. Компьютерные термины так органично вошли в нашу жизнь, что мы едва можем соотнести их с первоисточником. Например, слова «скилл» (умение), «читер» (обманщик), «бан» (а так же «забанить») пришли к нам из старой доброй ГТА. Поскольку современная молодежь прочно закрепила за собой звание олдфагов в киберреальности, встретить в текстах отсылки к разным видеоиграм не составит труда. Многие рэперы полностью посвящают свои треки любимым играм.
Например, трек «AFK» исполнителя GERA PKHAT посвящен игре Counter-Strike. Само слово «AFK» - это аббревиатура, которая расшифровывается как «away from keyboard», означает «временно отошел от компьютера». Трек построен вокруг терминологии онлайн-игр и содержит множество виртуозно использованных слэнговых слов. Например:

Думал, что я AFK, но я поднял их на ха-ха
Моська лает на слона, но моя мышь — это сова
Один клик, и вам пора — уже звонят колокола
На твои усы надежды вмиг залезла борода
С глаголами в рэпе все намного проще, самыми популярными являются: трэпить, флексить, шарить, чиллить
«Мышь» - это компьютерная мышь, которую рэпер сравнивает с совой, потому что совы спят с открытыми глазами. «Слон» — это снайперская винтовка, известная по игре Counter-Strike. «Борода» на сленге означает «неудача», а «усы надежды» - это устоявшийся мем (шутка), появившийся в 2018 году во время Чемпионата Мира по футболу, когда Иван Ургант призвал зрителей отращивать или рисовать усы в поддержку главного тренера сборной России Станислава Черчесова. Исполнитель, таким образом, не оставляет никакого шанса своему виртуальному противнику: унизительно сравнив его с «моськой» из басни Крылова, он покрывает неудачей его последнюю надежду.
На современный молодежный сленг большое влияние оказал и американский рэп с их особыми слэнгинизмами. Русские рэперы часто заимствуют интересные слова у Young Thug'a, Playboi Carti или Juice WRLD'a. Причем иногда слова остаются неизменными (как «свэг» или «хоуми»), а иногда русские рэперы переводят английские слэнгинизмы, и получается еще более нелепо. Ну например, принадлежащее американскому рэперу Playboi Carti выражение «stummy hurt», которое означает на слэнге «у меня очень много денег» (живот набит деньгами, поэтому болит), русский рэпер OG Buda в треке «Выше облаков» перевел как «у меня болит животик» получилась забавная строчка с отсылкой к треку его американского коллеги.
На примере трека «Фреймдата» исполнителя GONE.Fludd можно увидеть все богатство способов образования сленгинизмов:

Кнокаю фреймдату рэп-игры
Оппы вифят хит
Дэшаюсь вперед, олл сити кинг
Блочу спешл мид
Так что если ваш ребенок вместо «здравствуйте» сказал воспитателю в детском саду «чуитс», не стоит его наказывать
Слово «кнокаю» образовано от английского слова знать (to know); слово «фреймдата» заимствовано из компьютерной лексики, образовано от английских слов кадр (frame) и данные (data), обозначает характеристику ударов всех персонажей игры «Tekken», за 60 кадров; слово «оппы» образовано путем сокращения от слова оппоненты; глагол «вифят» так же заимствован из компьютерной лексики, означает «промахиваются»; слово «хит» — прямой перевод английского слова удар (hit); глагол «дэшаюсь» образован от английского существительного бросок (dash), так же заимствован из компьютерной лексики, обозначает «совершить рывок»; «олл сити кинг» — граффити-термин, характеризующий граффитчика, получившего популярность за счет высокой активности и большого количества работ по своему городу; глагол «блочу» образован путем сокращения слова «блокирую»; «спешл мид» - компьютерный термин, обозначает тип среднего удара в серии игр «Tekken». Таким образом, можно заключить, что современный молодежный сленг образуется посредством усечения, субстантивации, различных заимствований.
Так же этот исполнитель известен своим собственным «флексиконом» (слово «флексикон» состоит из сленгинизма «флексить», образованного от английского глагола изгибаться (to flex) (у слова много значений, в данном случае имеется в виду «развлекаться») и слова «лексикон», получается такой «развлекательный лексикон»). В треке «Суперчуитс» GONE.Fludd демонстрирует некоторые придуманные им слова и даже дает им определение:

Что такое Суперчуитс?
Стиль свободной школы улиц
Швэпс слэнг — Суперчуитс
Свэг свэг — Суперчуитс
Как потрогать Суперчуитс?
Просто флекси, не сутулясь

В этих строках понятно, что «Суперчуитс» — это особый стиль жизни, при котором нужно быть раскрепощенным и смело двигаться. Однако нужно уточнить некоторые детали. Вообще, «Суперчуитс» — это название альбома и трека, а изначально придуманное исполнителем слово звучало как «чуитс» и означало оно, по словам самого артиста, «стиль жизни, смесь сока и свэга в ярких красках сквозь призму неприличия для тех, кто умеет веселиться». Если говорить простыми словами, «чуитс» используется для высказывания одобрения или заменяет приветственные и прощальные фразы. Если «чуитс» образовано окказиональным способом, то «швепс» в значении «свежесть» — лексико-семантическим. «Свэг» непереводимое слово, обозначает «выражение индивидуальности», а глагол «флекси» в этом контексте означает «двигайся» или «танцуй».
Так что если ваш ребенок вместо «здравствуйте» сказал воспитателю в детском саду «чуитс», не стоит его наказывать, стоит просто ответить: «швепс». Радуйтесь, если вас назвали слаймом и гневайтесь, если леймом. А если вас позвали на трэп-хату, скорее всего, там будет играть трэп Пхата. Тати и шаути — не лучшее обращение к порядочной девушке; ну и хаслите пожестче, если хотите стать крутыми рэперами. У меня все, шатаут всем!
В рэпе копалась Алиса Фельдблюм.
Читайте также: