чтиво

мне19, и я рейлстопер: автостоп для экстремалов

Что такое электричкинг, каким он бывает и что нужно знать для путешествия.
чтиво

мне19, и я рейлстопер: автостоп для экстремалов

Что такое электричкинг, каким он бывает и что нужно знать для путешествия.
Фото: @ilia_zhe
Материал собрал Макс Ломаев, советами поделились Денис Разин и Павел Половинкин
Про автостоп сегодня знают абсолютно все — он уже давно стал обязательной частью роуд-фильмов и воплощением дорожной романтики. А как насчет того, чтобы стопить поезда? Рассказываем, что такое рейлстоп и как бесплатно путешествовать тем, кто любит железную дорогу.
Началось все с материала, который прислали нам в редакцию. В нем был такой фрагмент: «Мы прочитали в пабликах, что можно ездить автостопом на электричках. Кажется, это называется электростоп».

«Электростоп» звучит довольно странно, вряд ли кто-то способен остановить поезд между станциями. Все оказалось проще: присаживайтесь поудобнее.

Тайна имени

Бесплатное путешествие по ж/д имеет множество вариаций и ещё больше названий. От наиболее экстремального «зацепинга» до более удобного и популярного «электричкинга». Вот фраза из описания одной из популярных групп ВК:
«Ты любитель таких занятий, как электричкинг, локостоп, электростоп, рельсостоп, рэйлстоп, собакостоп, элкостоп, вдальрайдинг, езда на перекладных, автостоп второго рода».
Все это, по сути, синонимы бесплатного перемещения на «собаках» — так рейстопперы называют электрички. Один из создателей портала про электричкинг так объяснил нам терминологиию: «Вписка в локомотив называется локостопом, халявный проезд в поезде дальнего следования — фриэкспрессингом, а езда в товарняке — трейнхопом. На основных направлениях РЖД фриэкспрессинг и локостоп практически умерли из-за большой палевности и вероятности увольнения».
Есть общий термин «рейлстоп», он ближе к реальности, но тоже не особо распространён, да и суть не совсем отражает — процесс езды на электричках ну никак не напоминает автостоп. Короче говоря, у этого явления нет одного правильного называния. Так же, как и нет единого варианта передвижения: об этом подробнее.

В дорогу!

По сути, сейчас основных вариантов перемещения по ж/д два: путешествие на электричках (как правило, без билета), и передвижение на товарняках. Второй вариант куда более опасен для жизни, к тому же, менее комфортный: приходится ехать в гремящих вагонах, которые пачкаются остатками угля и продуваются всеми ветрами.
Среди рейлстопперов сильна внутривидовая конкуренция, так что внимательно читайте описания групп: зачастую те, кто использует лазейки в законе, не признают безбилетников, те, в свою очередь, презирают зацеперов — и так далее. Перед тем, как погружаться в в сообщество и искать попутчиков, четко поймите, какой метод путешествия вам ближе.
Так же важно определиться с основной целью: если вы хотите посмотреть достопримечательности, электричкинг — вряд ли лучшее решение. Электричкинг любом его проявлении используется лишь как способ добраться из точки A в точку Z с пересадками в B, C, ..., X, Y. Он подойдет, если сам проезд в ж/д транспорте любым из способов становится главной целью, а осмотр городов — побочной; кто-то комбинирует эти два варианта, а кому-то просто необходимо просто с минимумом затрат доехать из одного пункта в другой.
Как правило, многие виды рейлстопа объединяются: часть пути можно проехать на электричках, часть — на ПДС (поезде дальнего следования), часть — на товарных поездах и т.д. Всё зависит от цели поездки, временных, финансовых и прочих возможностей.
Для рейлстопперов есть множество сайтов и групп в ВК, где люди делятся опытом, рассказывают о своих путешествиях и мониторят ситуацию в реальном времени: кто в какую сторону едет, куда зашли контролеры, а какие электрички идут «чистыми». Эту информацию можно найти, например, здесь, здесь, здесь и на этом сайте. А отчеты с поездок ищите на этом форуме.
Вот, что нам рассказали рейлстопперы с большим стажем:

«Если вы решили попробовать электричкинг, полезно знать несколько вещей:

1. Можно садиться в крайний вагон и, завидев контролёров, уходить в туалет. Некоторые, наоборот, не садятся в крайние вагоны , чтобы при приближении контролеров иметь пространство для манёвра: выбор, когда и из какого вагона перебегать.

2. Обход турникетов. Почти на всех остановках, где они стоят, натоптаны народные тропы в обход, их просто достаточно заметить. Спрыгивать с платформы или залезать на неё напрямую не всегда нужно, зачастую это можно сделать прямо по поручням на кабине головного вагона.

3. Если едешь с другом, у которого есть льгота, он может взять два билета на вас. Для прохода турникетов срабатывает в любом случае, контролеры замечают нарушение примерно в половине случаев».
Когда вы выбрали подходящее для себя направление поездки, пришло время составить так называемую волну. Волна — это совокупность маршрутов пригородных поездов и пересадок. Сейчас существует довольно много хороших интернет ресурсов для составления волн поездки, например, этот. Важно отметить, что самая быстрая волна — не всегда самая удобная. Например, из Москвы в Новосибирск можно добраться за 118 часов, а можно — за 107 часов. Но в первом случае вы будете ночевать в крупных областных центрах, где точно есть теплые вокзалы, комнаты отдыха, хостелы и гостиницы, а во втором случае ночевки будут приходиться на маленькие населенные пункты, где далеко не всегда бывает безопасно.
Важным этапом подготовки к поездке является разработка запасного плана. Необходимо составить дополнительные волны до точки назначения и обратно. Если таких волн больше нет, то стоит рассмотреть возможность проезда поездом дальнего следования, чтобы доехать хотя бы до ближайшего крупного населенного пункта. Соответственно, с собой лучше взять сумму денег для покупки билета на случай форс-мажоров.

Буква закона

Во сколько может обойтись незаконная поездка?
До 2015 года штраф за безбилетный проезд составлял 100 рублей. Сейчас он формулируется как «50-кратный размер 10 километров проезда в пригородном поезде» (фух!). Чтобы представлять цену: для Москвы, например, штраф составит 1550 рублей.
Важный аспект: контролёр не имеет права выписывать штраф. Этим занимается местный суд. Некоторые пригородные компании не спешат подавать иски на безбилетников, иногда перевозчик прощает безбилетников-гастролёров — людей, прописанных в другом городе.
Проезд снаружи поездов на железных дорогах общего пользования наказывается штрафом в размере 100 рублей (статья 11.17 пункт 1 КоАП РФ), этот же штраф относится к проезду на товарняках. За нахождение в служебной зоне РЖД не предусмотрено ничего, кроме сопровождения к выходу.

Мнения

Мы собрали несколько комментариев людей, которые путешествуют по железным дорогам:
Основные проблемы:
Пожалуй, самая большая проблема, когда едешь больше суток — поспать. Иногда приходится очень долго ждать следующую собаку в какой-нибудь дыре. Контры (контролеры) донимают, от них бывает некуда деться, а ехать за полную стоимость — дорого. Электрички не всегда едут в нужном направлении, зачастую приходится делать крюки, иногда проще выйти из электрички и пересесть на автостоп.
Основные плюсы:
Время прибытия в любую точку знаешь с точностью до минуты (форс-мажоры тут весьма редки). Сравнительно комфортные условия (в вагонах и на вокзалах, как минимум, обычно тепло и сухо, всегда можно что-то купить, а вне их находиться подолгу не обязательно). Возможность ехать сколь угодно большой компанией. Нет особых ограничений на алкоголь. Не надо везти много вещей. И хорошая безопасность (вокзал вообще самое безопасное место в городе).
Как начать путешествие на электричках?
Ничего особо не нужно. Достаточно посмотреть расписание (сейчас они везде доступны) и составить график.
Читайте также: