лайфхак

мне19, и уже можно: лучшие советские мультфильмы для взрослых

Вооруженная путана, летающий слон и обыкновенная сказка: 5 мультфильмов от студии «Экран», снятых для старшей аудитории.
Все фильмы, представленные в этой подборке, были выпущены творческим объединением «Экран». Оно появилось в 1968 году в составе Гостелерадио СССР, а первым директором ТО был назначен Марлен Хуциев. Несколько поколений советских детей выросли на мультиках от «Экрана» — этим творческим объединением созданы «Пластилиновая ворона», «Мама для Мамонтёнка», «Крошка Енот», «Кошкин дом» и ещё десятки шедевров.
Но сегодня — про картины для взрослой аудитории. Они стали появляться во второй половине 1980-х годов, с приходом перестройки. В 1990-е увидели свет и совсем смелые ленты, больше не обремененные цензурой. Но для нас главным критерием выбора была не смелость создателей, а остроумие и художественная ценность — хотя без наркотиков и секса все же не обошлось.

1. «Капитан Пронин, внук майора Пронина», 1992

Реж. Михаил Зайцев
Настоящий психодейл с инопланетянами-дантистами, вооруженной путаной и Джеймсом Бондом. Капитан Пронин — внук архетипичного советского героя анекдотов, майора Пронина. Он работает в милиции, спит с красавицей-женой и борется со злом. Короче говоря, является настоящим русским супергероем.

Идею мультфильма Михаил Зайцев подчерпнул из советских фильмов, подражавших западным боевикам. Получилась остроумная пародия, которая, высмеивая клише жанра, по касательной задевает и актуальные вопросы — отношения с западом и бандитизм.

2. «Падал прошлогодний снег», 1983

Реж. Александр Татарский
Один из лучших советских мультиков — история о том, как жена послала мужа в лес за ёлкой. Его стоит посмотреть как минимум по двум причинам — это талантливый абсурдистский юмор, который десятками цитат ушел в народ, и живая пластилиновая анимация, которой присудили не одну награду.

Режиссеру мультфильма Александру Татарскому долгое время не давали снимать по своему сценарию. Даже заставляли сделать картину о пионерах, собирающих металлолом. В конце концов, Татарский пошёл на уловку — заявил, что будет снимать фильм про Владимира Ленина, причём две недели добивался права снять этот мультфильм, попутно добавив, что картина будет экранизацией произведения Михаила Зощенко. Наконец, чиновники сдались и согласились на первоначальный сценарий, лишь бы не затрагивать запрещённую тему.

Финальную версию, кстати, все-таки отправили на доработку, пришлось изменить монтаж и переозвучить часть реплик. Тем не менее, даже после цензурирования лента осталась одним из главных шедевров советской анимации.

3. «Крылья, ноги и хвосты», 1988

Реж. Александр Татарский
Картина однозначно понравится любителям визуальных гэгов в анимации. Четырехминутная лента о том, как гриф учил страуса летать — и что из этого вышло.

Изначально картину забраковали, но спустя год на студии не хватило анимационных мощностей, и нужно было срочно выпустить что-то новое. Мультфильм достали с полки, озвучили (изначально он был немой) и выпустили в прокат.

4. «Следствие ведут колобки», 1986-1987

Реж. Игорь Ковалёв, Александр Татарский.
Ещё один шедевр анимации 1980-х годов — мультфильм Александра Татарского (да-да, все того же) про двух братьев-детективов. Безумно динамичная анимация с кучей гэгов, которые дополняются редкими, но гениальными диалогами персонажей.

Если вы тоже смотрели «Колобков» в детстве, не пожалейте 20 минут, чтобы пересмотреть сейчас. Скорее всего, половину шуток вы просто не поняли а они того стоят.

5. «Пиф-Паф, ой-ой-ой»

Это тонкая сатира на все театральное искусство. Цитаты из него знает любой критик, а юмор колеблется от тонкой иронии до смелых пародий.

У ленты нет сквозного сюжета — это сборник из 5 новелл, каждая из которых раскрывает трагичную историю смерти зайца в определенном театральном стиле, от детского утренника до экспериментального театра.
Мультики смотрел Макс Ломаев.
Читайте также: